Ссылки
:: E-mail













Статьи * info
  • Документы | Памятник Матери. Воспоминания о Любови Тимофеевне Космодемьянской.

    Г.Н.Васина. Незабываемый день.

    Галина Николаевна Васина (р.1954) − учитель истории школы № 389 г. Москвы, основатель и руководитель школьного Музея Мужества.

    В 1962 году я окончила 1 класс, и первые в своей жизни летние каникулы проводила в городском пионерском лагере, который располагался в нашей школе (№ 742).Школа, хотя и была обычной новостройкой конца 50-х годов, уже славилась своими интернационально-патриотическими традициями. Так, еще первоклассницей я побывала с классом в Звенигороде, на Бородинском поле и в деревне Петрищево. В школе был организован Клуб Интернациональной Дружбы, к нам приезжали иностранные гости. Немало способствовал моему патриотическому воспитанию исключительный интерес к прошлому, бытовавший в нашей семье. Мой отец, Николай Федорович, обожал историю. Достаточно сказать, что уже в пятилетнем возрасте родители возили меня по московским музеям, и в один из выходных мы посетили Новодевичий монастырь, где меня поразила история заточенной туда царевны Софьи. После музея мы прошли на Новодевичье кладбище, там мне запомнились возвышавшиеся обелиски на могилах героев войны − Панфилова, Талалихина и Доватора, а также могилы Николая Островского и Зои Космодемьянской, на которых было оставлено много пионерских галстуков. В тот день я впервые услышала имя Зои, а через 2 года, став первоклассницей, узнала о ее подвиге.
    В городском лагере мне не было скучно − там каждый день нас ожидало что-нибудь новое и интересное. Мы ездили в совхоз «Заречье» на уборку редиса, нас возили купаться в Филевский парк, и обязательно каждый день было какое-нибудь культурное мероприятие: поход в кино, конкурсы или встречи с известными людьми, приезжавшими к нам в гости. И в один прекрасный июньский день нам сказали, что завтра нашими гостями будут Любовь Тимофеевна Космодемьянская и Клавдия Лукьяновна Волошина, матери двух героинь войны.
    О Вере Волошиной мы не знали ничего, поскольку разыскания относительно героини, повешенной в совхозе Головково, тогда были только-только завершены. Поэтому сопровождал К.Л.Волошину журналист Георгий Фролов, которому, как я узнала позже, принадлежит честь установления личности Веры путем долгого и кропотливого журналистского расследования.
    Я думаю, что посещением нас такими замечательными людьми мы во многом обязаны директору нашей школы Анне Ивановне Марковской, которая долгие годы проработала заведующей Районным Отделом Народного Образования.
    И вот торжественный день и час наступил. Весь наш лагерь (всего около 30 человек) собрали в классе, на лето переоборудованном в уютную комнату, стулья поставили полукругом, а для гостей − в центре.
    Они должны были прийти с минуты на минуту. А пока мы ждали, начальник лагеря (в учебное время учительница нашего класса) Лидия Григорьевна Тужилкина тихо сказала мне: «Галя, ты должна будешь выступить перед нашими дорогими гостями». Лидия Григорьевна знала, что я умею хорошо говорить и не растеряюсь. И она не ошиблась − я радостно приняла её поручение, совсем не волновалась и приготовилась внимательно слушать.
    Наконец в дверях появились две женщины, обе примерно одинакового, среднего роста и вообще в чем-то очень похожие. Любовь Тимофеевну Космодемьянскую я видела на фотографии в музее Петрищева. Была она сейчас одета в костюм тёмных тонов, поверх него вязаная коричнево-зелёная кофта (день был тёплый, но нежаркий). За ней вошла Клавдия Лукьяновна Волошина, седовласая, пожилая женщина с открытым грустным лицом, в сером сарафане, который тогда был очень моден. Следом за гостьями шёл широко улыбавшийся Георгий Фролов.
    Лидия Григорьевна самыми тёплыми словами поприветствовала наших гостей, сказала, что мы были в Петрищеве, и предоставила слово Любови Тимофеевне.
    «Дорогие ребята! −сказала она спокойным, задушевным голосом.− Война отняла у меня детей, но все вы − мои дети. Я очень благодарна вам за память о моей Зое...». Она говорила недолго, очень просто и понятно, обращаясь к каждому из нас, и в конце посоветовала нам прочитать «Повесть о Зое и Шуре».
    Любовь Тимофеевна села, и следующим выступающим поднялся Георгий Николаевич Фролов. Он рассказывал нам о Вере Волошиной. Затаив дыхание, слушали мы о том, как фашисты схватили раненую Веру. Жители совхоза Головково были изгнаны из своих домов и жили в лесу в землянках, поэтому свидетелей пыток и казни Веры долгое время найти не могли, не знали ни того, что стало с Верой, ни того, кто был повешен на старой иве. Он подчеркнул, что Зоя и Вера вместе проходили военную подготовку, воевали в одном отряде, были подругами. «И казнены они в один день ...» − грустно закончил свой рассказ Георгий Николаевич.
    Клавдия Лукьяновна не выступала, и Лидия Григорьевна спросила:
    «А теперь, ребята, может быть, вы скажете что-нибудь?» Я смело подняла руку.
    «Дорогие Любовь Тимофеевна и Клавдия Лукьяновна!
    Большое спасибо вам за то, что вы приехали к нам. Мы всегда будем помнить этот день, и гордиться встречей с вами.
    Мы ездили в Петрищево, мы видели место казни Зои...»
    Прямо на меня серьёзно и пристально смотрела Любовь Тимофеевна. Смотрела как взрослый человек на взрослого человека. Она умела очень внимательно слушать. И было в ней что-то особенное, чего в Клавдии Лукьяновне − женщине очень простой, обычной − я не видела. Я продолжала говорить то, что пришло мне на ум, пока я слушала Г.Фролова:
    «...Мы не знаем, есть ли в Москве школа имени Веры Волошиной. И мы бы очень хотели, чтобы её имя было присвоено нашей школе...»
    Обе матери потихоньку вытирали слезы. А я, − поскольку я всё-таки была восьмилетним ребёнком! − недоуменно подумала: «Почему они плачут? Неужели я их чем-нибудь обидела?!»
    Я села. Вновь поднялся Г.Фролов. Все так же по-доброму улыбаясь и тем самым создавая хорошее настроение у всех нас, он поблагодарил меня за выступление и подарил мне фотографию Веры Волошиной.
    И я поняла, что в тот день я прикоснулась к чему-то очень важному...




  • :: E-mail


    © 1941-1942.
    © Разработка и web-design: студия "WEB-техника". Ссылки.